2 стр. page
3 стр. page
ПОРТРЕТ МАМЫ, художник Кирилл Валентинович Киселев
THE PORTRAIT OF MY MOTHER, the artist Kirill Valentinovich Kiselev.
На картине «Портрет Мамы» (холст, масло, 80х100 см, 1996 год), изображена Анна Олеговна Киселева, врач, логопед-дефектолог. Всю жизнь она учила многие поколения людей: тысячам детей она помогла начать говорить правильно и красиво, а когда они вырастали – приводили к ней ставить дикцию уже своих детей и даже внуков. Заслужив уважение и множество наград, она воспитала когорту новых профессионалов в области дефектологии.
«Я написал мамин портрет когда мне было 20 лет. Давно хотел написать портрет с натуры на пленэре и уговорил ее мне позировать. Дождавшись теплого летнего дня, я взял с собой тяжелый зонтик для художников, мольберт, этюдник с красками и кресло. Нагрузившись так, одел вдобавок на себя мамину дамскую сумочку, и мы вместе отправились в парк старинной дворянской усадьбы. Время летело очень быстро, но я постарался найти интересную композицию и написать поскорее лицо и руки мамы. Очень хотелось, чтобы пейзаж, который приходилось на большом холсте компоновать сразу, был узнаваем, и в то же время отражал внутренний мир и настроение мамы. Хотелось написать такой портрет, которого еще не было в истории искусств. Я уже знал к тому времени, какие задачи решали великие художники, писавшие многосеансные портреты на пленэре с натуры, и хотел создать что-то новое: именно так написать, как еще никто не делал. Основную часть работы я успел выполнить в первый день, но затем мы еще несколько раз приходили на то же самое место, чтобы я дописал картину: потому, что пленэр надо и дописывать на пленэре».Автор картины: художник Кирилл Валентинович Киселев.
The painting "Portrait of Mother" (oil on canvas, 80x100 cm, 1996) shows Anna O. Kiselyova, doctor, speech therapist. Throughout her life, she taught many generations of people: she helped thousands of children to start talking correctly and beautifully, and when they grew up – led to her to put diction already their children and even grandchildren. Earning the respect and many awards, she has trained a cohort of new professionals in the field of defectology.
"I wrote my mother's portrait when I was 20 years old. Long wanted to write a portrait from life in the open air and persuaded her to pose for me. After waiting for a warm summer day, I took a heavy umbrella for artists, easel, sketchbook with paints and chair. So then, put yourself in addition to mum's handbag, and we went together to the Park of an old aristocratic manor. The time flew by very quickly, but I tried to find an interesting composition and write quickly hands and face mom. It was very desirable that the landscape, which had to be composed on a large canvas at once, was recognizable, and at the same time reflected the inner world and mood of the mother. I wanted to write this portrait, which has never happened in the history of art. I already knew by that time what tasks the great artists who wrote multi-seeded portraits on the open-air from nature solved, and I wanted to create something new: to write exactly as nobody else did. The main part of the work I managed to do on the first day, but then we came to the same place several more times to finish the picture: because the plein air should be added to the plein air "The author of the picture, the artist Kirill Valentinovich Kiselev.
ПОРТРЕТ ДЕДА, автор картины, художник Кирилл Валентинович Киселев
The PORTRAIT of his GRANDFATHER, the author of the painting, the artist Kirill V. Kiselev
На картине «Портрет деда» (холст, масло, 120х80 см, 2004 год), - Олег Станиславович Ленчевский, известный ученый, главный инженер Рублевского гидроузла, обеспечивавшего всю Москву питьевой водой. Полиглот, знавший множество языков, включая якутский, где бывал по службе. В 1961 г. он резко поменял свою жизнь и переехал в Лондон. Там работал переводчиком, публиковался в газетах «Гардиан», «Таймс, выступал на радио Би–Би–Си. Он приобрел широкую известность в Европе как общественный деятель и много лет посвятил защите А.И. Солженицына от клеветнической кампании в британской литературе и прессе. Александр Исаевич написал о его судьбе и об истории их дружбы в своей автобиографической книге «Угодило зернышко промеж двух жерновов». Великий писатель ёмко передал суть его характера: «Олег Станиславович Ленчевский, высокого роста, жилистый, энергичный, оказался неуклонен к истине и несгибаем в принципах, — какие люди в наше время встречаются нечасто».
«Портрет деда я написал через 6 лет после его смерти. Эта картина – мое обобщенное впечатление о том, каким я знал его, когда навещал в Лондоне. Дед был очень представительным, высоким и красивым до глубокой старости. От меня он требовал, чтобы я звал его не «дедушка», а «дед» (по-английски это слово означает «папа», а он любил, когда окружающие воспринимают его моложе своих лет). Его авторитетная манера общения не была надменной: она искрилась тонким английским чувством юмора. В своей квартире недалеко от центра города он собрал внушительную библиотеку и подборку газет. Он всегда был в курсе последних новостей и статей в прессе, много рассказывал мне о них на прогулках по историческим местам Лондона. На портрете он задумчиво смотрит вдаль, к истокам Темзы, облокотившись на парапет Вестминстерского моста рядом со зданием Парламента и знаменитым «Биг Беном». Он держит газету со своей статьей и авоську с книгами: она-то и выдает, что этот джентльмен – не англичанин, а интеллигент родом из СССР»
ПОРТРЕТ ДЕДА, АФАНАСИЯ КИРИЛЛОВИЧА, автор картины, художник Кирилл Валентинович Киселев
The PORTRAIT of his GRANDFATHER, AFANASII K., the author of the painting, the artist Kirill V. Kiselev
На портрете (холст, масло, 70х90 см, 2005 год) изображен Афанасий Кириллович Киселев, педагог и организатор советской системы образования. Родом из Саратовской области, он работал во множестве образовательных учреждений: был директором школы посольства России во Франции, в годы Великой Отечественной Войны побывал на фронте, а затем – был командирован на родину директором испанского детского дома, затем – стал проректором Московского государственного университета (МГУ) им. Ломоносова и принял участие в руководстве строительством главного корпуса – знаменитой высотки на Воробьевых горах в Москве. Лауреат Ордена Трудового красного знамени. В пожилом возрасте он работал директором московских школ. Например, на сайте школы №630 его вспоминают такими словами: «Это был очень приятный и интеллигентный человек. Рассказывают, что по утрам он заходил в каждый класс, здоровался с учениками. Он задавал ученикам такие вопросы, как: «Все ли сделали уроки? Любите ли вы чистоту?» И когда дети отвечали: «Да», ондоставал белоснежный платок и проверял, нет ли пыли на подоконнике и шкафу, после чего спрашивал детей, кто им помогает следить за чистотой, и они отвечали, называя по имени нянечек.»
«Когда я работал над портретом, то изобразил дедушку в разгар трудового дня за рабочим столом его кабинета в МГУ в период расцвета его бурной профессиональной деятельности. На заднем плане – макет строящейся высотки, который я использовал как
символ «акме» (высшей точки, вершины) для обозначения того динамичного исторического периода, когда поколение, победившее в Великой Войне, с небывалой скоростью возводило дома и предприятия, семимильными шагами шло в будущее, развивая науку, образование, промышленность, культуру. Именно тогда стране особенно требовались сильные, волевые характеры руководителей, способных совершать подвиги и вести к ним своих подчиненных, коллег, учеников!»
ПОРТРЕТ БАБУШКИ, автор картины, художник Кирилл Валентинович Киселев
Portrait of a GRANDMOTHER, the author of the painting, the artist Kirill V. Kisselev
На картине (холст, масло, 61х41 см, 1989 год), изображен портрет Марии Николаевны Киселевой, потомка старинной династии педагогов Поволжья, учителя математики и директора школ. Ее отец был еще в царской России инспектором реальных училищ и прославился как активный участник революции 1905 года, информация о нем есть в Ульяновском мемориале и энциклопедиях. Мария Николаевна работала учителем в СССР и Франции, а в годы Великой Отечественной Войны вместе с мужем, директором детского дома, спасала от голода испанских сирот, родители которых были борцами с режимом диктатора Франко. Переехав в Москву, она до глубокой старости работала директором различных школ. Удостоена Ордена Трудового красного знамени, Ордена Ленина и многих других наград.
«В возрасте 13 лет я учился в Московской городской художественной школе №1 при институте имени Сурикова, которую создал в свое время академик И.Э. Грабарь. В качестве домашнего задания требовалось писать с натуры портреты, а бабушка – стала моей моделью. Она очень любила меня и заботилась о хорошей учебе, поэтому терпеливо позировала по много часов. В этот период я самостоятельно договорился с главным хранителем Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина о копировании картин. Именно это мне помогло повысить свой профессиональный уровень и непосредственно соединиться с мировой живописью. Скопировав фрагменты картины «Портрет пожилой женщины» Рембрандта, я получил в детстве своего наставника и учителя в лице гения, жившего за столетия до меня. После этого я утвердился в правильности выбранного пути и стал более уверен в живописи. Когда я писал портрет своей бабушки, то все время думал, как бы это сделал великий Рембрандт, оказавшись на моем месте. Для меня сейчас эта картина – как веха в моей детской творческой жизни, после которой начало «что-то получаться», и я перестал отчаиваться и почувствовал в себе силы думать уже не только о сходстве в портрете, но и об образе и отборе деталей, о композиции и колорите. И бабушкин «синенький скромный платочек» освещает мою жизнь до сих пор!»
Рассказ художника Кирилла Киселева о его родных, изображенных на портретах